EnglishAzərbaycan diliҚазақ тіліРусский

«Развитие въездного медицинского туризма в Астраханской области».

                27 июня 2018 г. на базе Администрации г. Астрахань ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» совместно с Агентством стратегических инициатив организовала рабочую группу по разработке проекта на тему: «Развитие въездного медицинского туризма в Астраханской области», где  НУЗ «Отделенческая больница на станции Астрахань 1 ОАО «РЖД»  выступила в качестве эксперта в обсуждении указанного проекта.

Состав экспертной группы:

  1. НУЗ «ОБ на ст. Астрахань 1 ОАО «РЖД»- Корецкая Л.Р., зав. омр.,
  2. ГБУЗ АО АМОКБ - Ольховская С.А., гл. врач,
  3. ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" – Симонян А.М., гл. врач,
  4. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Астрахань – Кадыкова А. В., зам. гл. вр. по медицинской части.

Рабочая группа, в составе 6 человек предложила свои варианты наиболее благоприятного и успешного развития въездного медицинского туризма в Астраханской области. Члены экспертной комиссии прокомментировали услышанные предложения, выявили все достоинства и недостатки проекта, предложили свои варианты развития медицинского туризма  в области. Заведующая отделением медицинской реабилитации НУЗ – Корецкая Л.Р., начала свое выступление так:

«Медицинский туризм: организация, экономика, менеджмент?!»

      -С чего началось у нас? Основной девиз холдинга «РЖД-Медицина» - «Мы открыты для всех». Медицинские услуги клиники доступны как для железнодорожников, так и населению города и области, других регионов нашей страны. Успешным направлением клиник является и медицинский туризм.

Сеть учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» начала заниматься медицинским туризмом более 5 лет назад. Связано это с тем, что в наших клиниках не все койки работают в системе ОМС и для эффективной работы остальных коек в условиях рынка мы имеем все основания привлекать пациентов из других регионов и стран.

В НУЗ Отделенческая больница на станции Астрахань 1 за последние 6 лет значительно возросла доля этих пациентов. Результатом работы по лечению в стационаре иностранных граждан стал значительный прирост средств, полученных за счет  платных услуг.

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Иран), и особое географическое расположение Астраханской области позволяет находиться региону в выгодном положении в  сфере привлечения иностранных  пациентов для получения медицинских услуг. Потенциал данного сегмента местной системы здравоохранения очень велик.

При лечении иностранных пациентов мы сталкиваемся с определенными трудностями. Это и языковый барьер и множество технических и временных затрат, таких как оформление документации на русском языке, сопровождение пациента внутри клиники, иногда – дополнительная организация трансфера и т.д.

Иностранные пациенты, обладая другим менталитетом, могут нарушить  режим отделения, к ним часто и в любое время приходят посетители, так как в их странах санитарно-эпидемиологический режим  не соблюдается так строго.

Еще одна проблема- визовый режим. В российской консульской практике нет категории «медицинская виза» и поэтому у пациента нет возможности на основании медицинской документации получить визу в ускоренном режиме при необходимости оказания экстренной помощи.

Иностранцам неоткуда узнать о возможностях российской медицины. Стратегия привлечения иностранцев в настоящий момент отсутствует или слабо развита. Поэтому в настоящий момент работает только эффект "сарафанного радио" или маркетинг "из уст в уста" - неформальная форма и способ передачи устной информации о товаре или услуге от потребителя к потребителю (следует из опроса пациентов).

Необходимо учитывать, что все прикаспийские страны – мусульманские. И для сопровождения одного пациента может приехать целая семья, чтобы обеспечить ему эмоциональное равновесие и уход. Необходимо предусматривать гостиницы для их размещения.

Именно поэтому в НУЗ Отделенческая больница на станции Астрахань 1 готов инвестиционный проект по строительству мини-гостиничного комплекса для комфортабельного размещения пациентов и их родственников.  В состав гостиничного комплекса будет входить дополнительная столовая с учетом религиозных канонов и требований к питанию,  стойка администратора, который будет принимать и координировать проход пациентов и их родственников в медицинское учреждение, встречать и сопровождать их в клинике, оказывать помощь при заполнении медицинской документации.

Необходимо помнить, что в нашем регионе нет единого координационного центра, который мог бы обеспечить услуги переводчиков, разработать порядок оказания медицинских услуг иностранному пациенту по всему циклу лечения от момента поступления в медучреждение до выписки или перевода в другие организации здравоохранения, проводить активную маркетинговую и рекламную кампанию, информируя потенциальных потребителей о возможностях национальной медицины.

В нашей клинике наиболее востребованными у приезжих являются такие виды медицинской помощи, как урология, медицинская реабилитация, неврология, хирургия, гинекология, терапия а также диагностические услуги (check up).

За последнее десятилетие медицинский туризм трансформировался из свободной рыночной ниши в среду с очень жесткой конкуренцией, где все больше и больше медицинских провайдеров ищут пациентов для своих больниц и клиник. 

Лечение иностранцев в России уже становится одной из значимых статей несырьевого экспорта. Медицинский туризм - по сути это перераспределение рынка в пользу более сильных игроков. Для развития медицинского туризма в нашем регионе есть все предпосылки.

Рынок частных медицинских услуг в России пока не насыщен и находится в стадии бурного роста, по-прежнему являясь достаточно привлекательным.

 Для финансового успеха медицинского центра необходимо создать ту модель, которая создаст более качественный медицинский продукт, и будет отвечать ожиданиям пациентов.